План работы 2015-2015

12.09.2015 21:19

 

IV.    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении легли в основу воспитательной работы и  охватывают все составляющие образовательной системы школы, направлены на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения является самостоятельным направлением, которое отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Вступление  в  силу с 01.09.2013  Федерального закона  от 29.12.2013       № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  ознаменовало собой  начало нового этапа в развитии отечественной системы образования. Указанный закон впервые определил образование как общественно значимое благо, сочетающее в себе воспитание и обучение. Пункт 2 статьи 2 Федерального закона  от 29.12.2013 № 273-ФЗ определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В соответствии с требованиями федеральных  государственных  образовательных стандартов  общего образования  в основную образовательную программу  в обязательном порядке  включена  программа воспитания  обучающихся,  построенная на  основе  базовых национальных  ценностей  российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность,  гражданственность,  семья, здоровье, труд и творчество.

Главной целью  воспитательной работы школы  является создание социально–психолого–педагогической среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития подростков, в которой формируются его потребности к саморазвитию и самореализации.

Для реализации поставленной цели определены следующие направления воспитательной компоненты:

- гражданско-патриотическое,

- нравственное и духовное воспитание,

- воспитание положительного отношения к труду и творчеству,

- интеллектуальное воспитание,

- здоровьесберегающее воспитание,

- социокультурное и медиакультурное воспитание,

- культуротворческое и эстетическое воспитание,

- правовое воспитание и культура безопасности,

- воспитание семейных ценностей,

- формирование коммуникативной культуры,

- экологическое воспитание.

Важнейшие задачи процесса воспитания:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности;

  • формирование у  воспитанников  базовых  знаний, навыков и понятий, необходимых офицеру Российской Армии;

  • воспитание личности воспитанника, способного жить в современных экономических условиях и принимающего нравственные и правовые нормы общества;

  • воспитание эстетических чувств, обогащение духовного мира воспитанника;

  • развитие личностных качеств воспитанников и содействие исполнения их мечты - стать  кадровыми офицерами - авиаторами,  патриотами Отечества,  обладающими высокими моральными качествами;

  • создание условий для творческого самовыражения воспитанников;

  • сохранения и поддержания психофизического здоровья воспитанников, развитие у подростков навыков здорового образа жизни.

     

    Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год.

    В прошедшем 2014 – 2015 учебном году педагогический коллектив школы начал работу над проблемой создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

     Решение комплекса задач по формированию всеми средствами учебно-воспитательного процесса модели выпускника лётной школы успешно осуществлялось на основе годового общешкольного плана, а так же планов воспитательной работы учебных рот и взводов.

    Прошедший 2014 – 2015 учебный год стал достойным продолжением в укреплении положения школы в системе первоначального военного профессионального образования. Школа награждена дипломом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Военно-патриотическое воспитание».

Воспитательная и внеклассная работа в 2014 – 2015 учебном году велась по следующим направлениям:

1.    спортивно – оздоровительное (спартакиады, военно-полевые сборы, соревнования);

2.    гуманитарно-эстетическое (общешкольные вечера, предметные недели, концертные праздничные программы, познавательно – развивающие программы);

3.    военно – патриотическое (историко – литературные вечера, экскурсии в музеи и по местам Боевой Славы, встречи с ветеранами, проведение Дней воинской Славы.);

4.    психолого-педагогическое;

5.    профилактика правонарушений ( беседы, общешкольные встречи с юристом, просмотр фильмов по теме);

6.    общешкольные родительские собрания, работа с  родительским комитетом, педагогические всеобучи.

Развивалось сотрудничество с командованием и ветеранами 4-ой Краснознаменной Армии ВВС и ПВО. Совместная работа с областным домом народного творчества, окружным домом офицеров, отделом социальной защиты г. Таганрога, областным педагогическим лицеем, Таганрогским авиационным колледжем, Неклиновским ЦВР и ДЮСШ, ЦВР г. Таганрога, музыкальным лицеем г.Таганрога, ДДТ г. Таганрога, РДК, музеями авиации Таганрогского гарнизона и городским краеведческим,  ОСДЮСШОР г. Таганрога, а также конноспортивной школой позволила значительно повысить эффективность воспитательной работы.

Согласно плану, систематически воспитанники школы принимали активное участие в торжественных мероприятиях области, района, города, гарнизона.

Раскрытие и развитие творческого и профессионального потенциала у воспитанников проводилось в системе дополнительного образования, которая

включает в себя 18 кружков и секций. Большая группа воспитанников во внеурочное время занимается дополнительными занятиями по основным предметам (математика, физика, русский язык и литература). Работа педагогов по подготовке различных тематических мероприятий дополняет работу кружков Военно – патриотическое направление является основополагающим. Уже на этапе поступления в школу преимущественное большинство воспитанников мотивированы на получение военной профессии. Вся внутренняя жизнь школы регламентируется общевоинскими Уставами. Ношение военной формы одежды, соблюдение воинских ритуалов, соблюдение армейских традиций призвано воспитать юношей в лучших традициях русского офицерства. Кроме этого воспитатели совместно с классными руководителями и воспитанниками регулярно проводили  историко – литературные вечера, выезжали на  экскурсии в музеи и по местам Боевой Славы, посещали базовые учебные заведения и воинские части, встречались с ветеранами ВОВ, участниками и ветеранами локальных войн, праздновали Дни воинской Славы.

Совместно с  Союзом ветеранов войн и военной службы 4-й Краснознамённой Армии ВВС и ПВО в апреле 2015 года воспитанники приняли участие в агитперелёте по местам боёв на Крымском полуострове.

Творческий коллектив школы стал лауреатом 5-го Международного фестиваля «Песни воинской славы» (солист Каминский Илья).

Активное использование актового зала и имеющегося оборудования для  регулярной демонстрации в течение учебного года художественных фильмов  и видеоматериалов на авиационные и военные темы способствовало проведению военно-патриотической работы с большей эффективностью, значительно расширило возможности изучения современных образцов военной техники как отечественного, так и зарубежного производства. Рекламные ролики и документальные видеоматериалы о высших учебных заведениях ВВС и ПВО, базовых гражданских ВУЗах помогли воспитанникам правильно выбрать будущую профессию.

Изготовлены новые плакаты современной техники и вооружения ВВС РФ.

План мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы                      в    Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в основном выполнен.  Воспитанники приняли участие в военных парадах , состоявшихся в городе Воинской Славы Таганроге и районном центре-с. Покровское, а также других мероприятиях, посвящённых 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

          Вместе с тем не был организован и проведён 2-й  областной смотр-конкурс  военно-патриотических клубов пограничного направления и отрядов юных друзей пограничников  посвященный 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (ответственный Меркулов В.И.).

 

. Работа в гуманитарно-эстетическое направлении  проводилась в соответствии с планами работы школы, духового оркестра «Крылья России», вокально-хореографического ансамбля, школьной библиотеки, воспитателей и классных руководителей.

Успешно прошли традиционные школьные мероприятия «Приведение к клятве», «День учителя»,  "Осенний балл", " Новогодний концерт", «Последний звонок», «Торжественный выпуск воспитанников», концертные программы посвященные встрече с ветеранами 4-ой ВАВВС и ПВО, КВН, «Офицерский балл» и «Пушкинский балл». Проведены встречи с ветеранами Афганской войны и участниками вооруженных конфликтов. Обширная программа концертов военно-патриотических песен в честь 70 годовщины Великой Победы. Воспитанники принимали участие в городских, районных и областных мероприятиях, выступали перед учащимися района.  Наш художественный коллектив участвовал в концертных программах на эстрадных площадках города Таганрога и села Николаевка. Неоднократно наш оркестр и воспитанники выезжали для участия в различных военно-патриотических мероприятиях в Таганрогский военный гарнизон, в с. Покровское, г.Таганрог, близлежащие сельские поселения.

В течение всего учебного года с целью эстетического развития воспитанников, регулярно  проводились культурно - развлекательные и экскурсионные поездки воспитанников. Под руководством воспитателей и классных руководителей воспитанники посещали театр им. А.П.Чехова, ДК культуры и музеи города.

Эффективная и целенаправленная работа воспитателей, Шугаева А.Н., Пилищука В.И., Веренича Н.А., Козишкурт , способствовала формированию коллективов взводов, мотивации их на учёбу и посещаемость занятий.

В читальном зале библиотекарем Гордиенко О.В., совместно с воспитателями и классными руководителями проводились запланированные  творческие вечера, тематические уроки, вечера – портреты, посвящённые выдающимся личностям  мировой истории. Для полноценного эстетического восприятия искусства воспитанниками, в уютном зале создавалась приятная, тёплая атмосфера увлечённости, «живого» интереса к творчеству.

Педагог-организатор Фоминых Н.Д. выполнил большую работу по оформлению школы. Николай Дмитриевич совместно с педагогами и воспитанниками, регулярно выпускает школьную газету «Крылья», освещает все мероприятия, в которых принимают участие наши воспитанники и коллектив школы, а его фото и видео отчеты пополняют страницы  не только сайта школы.

 

Наиболее результативно работает в школе спортивно – оздоровительное направление.

Одним из главных направлений воспитательной работы в лётной школе является спорт. Воспитанники школы, занимаясь в спортивных секциях под руководством опытных педагогов Колодина А. И., Сёмика В. С., Веренича Н.А, Ерещенко В.И., Ардеева С.И.  на протяжении многих лет добиваются значительных результатов. Сборная команда школы заняла 3-е место в турнире по мини-футболу среди юношей ГБОУ среднего профессионального образования г. Таганрога (тренер Ерещенко В.И.). Команда авиамоделистов школы стала чемпионами области по авиамодельному спорту в классах свободнолетающих моделей в старшей возрастной группе. Второй раз подряд сборная команда школы заняла 1-е место в областной спартакиаде допризывной и призывной молодёжи.

Анализируя спортивно – оздоровительное направление,  следует отметить огромную работу медицинского персонала совместно с воспитателями по выявлению и устранению недостатков состояния здоровья воспитанников, которые не позволяют продолжать военное и авиационное образование. Однако в этой очень важной работе есть много объективных и субъективных причин, в результате которых наблюдается значительный отрыв воспитанников от учебных занятий. Крайне важно оптимизировать эту работу в новом учебном году.

Психолого – педагогическое направление воспитательного процесса состояло из структурных блоков: изучение профессиональной пригодности к обучению в высших военных лётных училищах и  развитие основных психологических процессов (памяти, внимания, мышления). В соответствии с плановыми консультациями психологов, осуществлялось психологическое сопровождение воспитанников, как с низким, так и с высоким уровнем развития познавательной сферы.

По результатам изучения деятельности психологической службы школы в текущем году, МО Ростовской области рекомендует:

  • План работы психологической службы школы на 2015-2016 уч. год привести в соответствие с приказом Минобразования Ростовской области «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области» от 24.03.2015 №163;

  • Педагогу-психологу Кокорину А.Н., обеспечивающему психологическую деятельность, образование высшее военное, стаж работы в должности педагога- психолога 15 лет, но не имеющему высшего психологического образования рекомендовано пройти профессиональные курсы психологов при Ростовском институте повышения квалификации в текущем году;

  • Работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) спланировать на 2015-2016 уч. год в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

  • Педагогам-психологам школы принимать участие в областных и республиканских конференциях, конкурсах и  методических объединениях.

     

    В сфере профилактики правонарушений  проводились предупредительные беседы в области правонарушений юристом школы Катричем Алексеем Сергеевичем, сотрудниками ИДН Неклиновского района, большая работа проведена по антинаркотической направленности. Разработана программа, направленная на сохранение жизни и здоровья детей по предупреждению суицидов.

    Работа с родителями осуществлялась планомерно и регулярно. Разработано и принято на Совете школы положение«О совете родителей»

     Проводились родительские собрания, активно вовлекался родительский комитет во все школьные мероприятия. Общение с родителями, работа по их своевременному информированию требует от всего педагогического коллектива творческого подхода, постоянного поиска наиболее эффективных форм и средств.

     

     

    На 2015- 2016 учебный год педагогический коллектив, в области воспитательной работы, ставит перед собой следующие задачи:

  • На основе утверждённой педсоветом модели выпускника школы воспитать личность с высокими моральными качествами, владеющей навыками культурного общения и потенциально готовой стать младшим командиром в высшем военном учебном заведении.

  • Целенаправленно создавать условия во  взводах и ротах для эффективной воспитательной работы, придавая этому процессу  творческий, состязательный характер.

  • Развивать творческую индивидуальность личности подростка,  создать в коллективе  атмосферу дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия, уважения  и взаимопомощи.

     

Основные направления организации воспитания и социализации

воспитанников школы в 2015-2016 учебном году

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.

мероприятия

ответственные

Месяц проведения

Чествование дней Воинской Славы   России

(историко–литературные вечера на военную тематику, классные часы)

1

День Бородинского сражения;                                                            

ОВР,  КР, КВ,

сентябрь

2

Наступление под Москвой                             

ОВР,  КР, КВ,

декабрь

3

Снятие блокады Ленинграда                         

ОВР,  КР, КВ,

январь

4

Сталинградская битва                              

ОВР,  КР, КВ,

февраль

5

"Ледовое побоище"                                    

ОВР,  КР, КВ,

март

6

День Великой  Победы                                          

ОВР,  КР, КВ,

май

 

План

мероприятий по подготовке и празднованию 71-й годовщины Победы                      в    Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Наименование мероприятия

Ответственные

месяц

п/п

 

 

проведения

1

 

Принять участие в военном параде и других мероприятиях, посвящённых 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

зам. по ВР

зам. по ВСП

9 мая 2016

2

Организовать и провести встречу ветеранов войн и военной службы 4-го командования ВВС и ПВО с воспитанниками школы. 

 

зам. по ВР

Февраль 2016

3

Провести классные часы на тему «Вклад
 Азербайджана в достижение Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов» и встречу с представителями азербайджанской диаспры Ростовской области

зам. по ВР

Командиры рот

апрель-май 2016

4

В рамках предметной недели истории провести научно-практическую конференцию  «Итоги и  уроки Великой Отечественной войны»

зам. по УР

зам. по НМР

Февраль 2016

5

Организовать и провести творческий конкурс на тему: «Задача каждого мужчины защитить Мать-Родину»;

 

зам. по ВР

зам. по НМР

кафедры

 

 

февраль 2016

6

 Организовать и провести фестиваль армейской песни «Виват, Победа!», посвященный 71-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

 

Педагог- организатор

Февраль 2015

7

Организовать выставку рисунков преподавателей, воспитанников школы и родителей тему Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

Апрель 2015

8

 Организовать и провести выставки документов, фотоматериалов, книг, вещей героев войны, произведений изобразительного искусства, плакатов военных лет, посвященные 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

Сёмик В.С.

Гордиенко О.В.

Февраль, май 2015

9

В рамках предметной недели литературы и русского языка  провести конкурс на лучшее сочинение или журналистское произведение, посвященное 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;                                                         май 2015 г.

 

зам. по НМР

Сентябрь 2015 г

 

Изготовление стендов по военной тематике.

1

Информационный листок

Гордиенко О.В.

 

2

Обновить стенды потерявшие актуальность

Фоминых Н.Д.

 

3

Выпуск в ротах боевых листков.

Ком. рот

ежемесячно

4

Выпуск в ротах стенных газет

Ком. рот

к знаменательным датам и праздникам

 

Встречи с ветеранами

1.     

Встречи с участниками и ветеранами афганской  и чеченской войн г. Таганрога.

зам. по ВР

Декабрь

2.     

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил г. Таганрога, и Неклиновского района посвященные Дню Защитника Отечества

зам. по ВР

Февраль

 

 

2. Нравственное и духовное воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

1.

Православный Факультет

зам. по ВР

отец Константин

В течении года

 

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

 

 

1.

Уборка закреплённых помещений и территории

КР, КВ, СР

ежедневно

2.

Генеральная уборка закреплённых помещений и территории

зам. по ВР

1 раз в две недели

3.

Выполнение воспитанниками обязанностей суточного наряда

По графику

 

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

мероприятия

ответственные

Месяц проведения

Предметные недели

 ( под общ. рук.  Седенковой С.А.)

1.

Литературы и русского языка.

Согласно плану по учебной работе

2.

Физико – математическая

Согласно плану по учебной работе

3.

Иностранного языка

Согласно плану по учебной работе

4.

Историческая

Согласно плану по учебной работе

5.

Экологии и здоровья

Согласно плану по учебной работе

6.

Физической культуры и спорта

Согласно плану по учебной работе

 

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.

Комплексно-целевая программа воспитания

«НОШИ с ПЛП – территория здоровья»

 

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

 

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной её «визитной карточкой». Если мы не будем заботиться о своем здоровье,  у нас не будет  успешного будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

Основная задача современной школы — обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

В  школе создана комплексно-целевая  программа по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса. «Школа – территория здоровья» — это разработанный набор актов, процедур и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье и воспитание здорового образа жизни.

Общие положения нормативно-правовой базы  программы «Школа – территория здоровья»

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

     «Конвенция ООН о правах ребенка» ; 

    «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

     Конституция Российской Федерации;

     Закон  РФ «Об образовании» (№ 273- ФЗ);

 

 

  1. Пояснительная записка

 Все здоровые люди любят жизнь.                                                                                                 Лукреций Тит Кар

      Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.

      Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияет на здоровье учащихся, на межличностные отношения в семье, на улице, в школе.

      В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других  психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема, эта проблема не может не стать содержанием современных образовательных программ. Даже самая дружная и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от наркотиков можно и нужно. Поэтому в рамках  воспитательной системы школы обязательно предусмотрены программы по формированию здорового образа жизни. Воспитание у старшеклассника готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво-негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.

                 Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования  программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости беречь своё здоровье.

             Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

              Педагогический коллектив  школы, уделяя большое внимание в своей образовательной деятельности здоровью обучающихся, пришел к необходимости  применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса и разработки программы, способствующей созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

  1. Цели, задачи

Цель программы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Задачи:

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

 

- воспитание у педагогов и обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- формирование у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

- непрерывное профессиональное самообразование, накопление банка данных по методологической, диагностической деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-  изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;

- повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

- внедрение современных методов мониторинга здоровья.

 

3. Основные направления.

  • диагностическая деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • профилактика заболеваний у учащихся. Комплексное оздоровление  детей;

  • здоровое питание школьников;

  • профилактика наркомании и вредных привычек;

  • работа с  педагогическим коллективом, родителями по пропаганде здорового образа жизни в семье:

  • профилактика несчастных случаев во время образовательного процесса, на дорогах и в быту.

    4.Концептуальные  положения программы:

      Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и больному, и здоровому человеку.

Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов.

 Принцип здорового образа жизни – соблюдение санитарно-гигиенического режима.

Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьесберегающего пространства.

Принцип природосообразразности: учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку.

Разнообразие методов и средств физического воспитания.

Использование оздоровительных сил природы, закаливание.

Принцип саморегуляции; «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные».

 

5.Ожидаемый результат

  • - Использование  в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

  • - сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек, исключение употребления ПАВ;

  • - наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

  • - повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

  • - повышение уровня общей физической активности;

  • - наличие  банка данных по методологической, диагностической   деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;

    Участники программы: обучающиеся; ученическое самоуправление (младшие командиры); родители; педагоги; директор школы; заместители директора по УВР,НМР, ВСП, ВР, по безопасности,  учителя-предметники,воспитатели, классные руководители; медработники, психологи).

    Педагогические средства:
    Пакет диагностик состояния психологического здоровья учащихся.
    Анкета выявления склонности к вредным привычкам.
    Методические рекомендации воспитателям, классным руководителям.
    Программа учебных предметов в (ОБЖ, физическая культура).
    КЦП   «Школа – территория здоровья».
    План системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.

    Мероприятия  по реализации программы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм организации работы

Организационно-распорядительная деятельность

1. Планирование мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на текущий год

Август, сентябрь

Зам. директора по ВР

Собеседование

2. Организация мероприятий по выполнению требований санитарно-гигиенических норм к организации учебно-воспитательного процесса:

-утверждение календарно-учебного плана на текущий учебный год;

-составление школьного расписания с учетом предотвращения перегрузки учебными занятиями;

-утверждение расписания звонков с учетом достаточной для отдыха продолжительности перемен;

-обеспечение светового, теплового режима в школе;

-обеспечение санитарно-гигиенического состояния школьных помещений

- обеспечение соблюдения требований пожарной и электробезопасности

Август, сентябрь

Директор,  комиссия по приемке школы, зам. директора по УВР

Приказы, распоряжения по школе

3. Оснащение медицинского пункта

Сентябрь

 Зам. по безопасности и АХЧ

Профосмотр

4. Организация   питания воспитанников

Август -сентябрь

 Зам. по безопасности и АХЧ

Совещание при директоре

5. Организация нарядов по школе.

Ежемесячно

Старшие воспитатели

Журналы нарядов

6. Организация работы  спортивных  секций

сентябрь

Зам. по ВР

 

7. Проведение мероприятий по контролю  за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к условиям работы с компьютерной техникой

В течение года

Зам. директора по  ВР

программист

Посещение уроков, собеседование с учителем информатики

8. Проведение мероприятий по информированию родительской общественности об  обеспечении защиты от информации, наносящей вред здоровью детей, их нравственному, духовному и физическому развитию.

В течение года

Зам. директора по ВР, воспитатели, классные руководители

Родительские собрания

9. Обеспечение организационно – административных процедур участия НОШИ с ПЛП в региональном проекте здоровьесберегающих школ.

в течение года

Зам. директора по ВР, зам.директора по НМР

договоры с родителями о проведении медицинского мониторинга и психологического тестирования

10.  Выполнение программы  медицинского мониторинга на АПК «Армис» и отправка данных в РЦ ЗСО РО

по графику           РЦ ЗСО РО

медработники

информационная справка о результатах мониторинга, размещение результатов в медкартах обучающихся

11. Выполнение программы компьютеризированного  педагогического мониторинга по ЗОЖ

по графику            РЦ ЗСО РО

Зам. директора по ВР, зам.директора по НМР

составление плана мероприятий по методическим рекомендациям РЦ ЗСО РО

12. Выполнение программы компьютеризированного  психологического мониторинга по ЗОЖ

по графику            РЦ ЗСО РО

психологи

 создание накопительной папки на обучающихся с результатами мониторинга, консультации педагогов, составление        плана      мероприятий воспитательной работы на основе рекомендаций РЦ ЗСО РО                                 

Организация урочной деятельности по формированию здорового образа жизни

1. Планирование и проведение уроков физической культуры 10 - 11 класс

В течение года

Учителя

физической культуры

Проверка рабочих программ по предмету

2. Включение  занятий на санитарно-гигиенические темы в уроки физики, химии, физкультуры. По антинаркотическому воспитанию - в рамках учебных программ литературы,  биологии, химии, обществознания

В течение года

Учителя-предметники

Собеседование, посещение уроков

3. Проведение бесед  по гигиене тела, закаливанию, возрастным особенностям организма обучающихся

В течение года

Медработники,

Учителя физической культуры

В режиме урока, индивидуальные и групповые беседы

4. Планирование и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме урока

В течение года

Учителя-предметники

Посещение уроков, собеседование

Организация внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни

(физкультурно-массовая оздоровительная работа)

1. Организация работы спортивных секций, творческих объединений социально-педагогической направленности

Сентябрь

Зам. директора по ВР, руководители спортивных секций, творческих объединений

Собеседование, проверка программ по ДО

2. Проведение работы по вовлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом

В течение года

Воспитатели, Классные руководители, руководители спортивных секций

 

3. Планирование  и проведение спортивных соревнований школьного первенства, оборонно-спортивных и физкультурно-массовых мероприятий

 

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, воспитатели

 

 

Проведение соревнований, спартакиад

4. Участие в районных, областных, Всероссийских соревнованиях, областной спартакиаде школьников

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования

Оформление сопроводительной документации, физическая подготовка команд

Мероприятия общей специализированной направленности по профилактике вредных привычек

1. Организация и проведение классных часов по пропаганде ЗОЖ, профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления ПАВ

В течение года (не реже 1 раза в 2 месяца)

Зам. директора по ВР,  воспитатели, классные руководители

Проведение интеллектуальных игр, викторин, дискуссий и т.д.

2. Использование видео- и мультимедийных средств в проведении агитационно-пропагандистской работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

В течение года

Зам. директора по ВР,  воспитатели, классные руководители

 

3. Проведение общественно-массовых мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления ПАВ»

«Международный день борьбы со СПИДом» «Гигиена тела»

«Болезни наркомании»

«Всемирный урок Здоровья»

Пресс-конференция «Правильное питание-залог долголетия»

 

Зам. директора по ВР,  Зам. директора по безопасности, медработники,  воспитатели, биолог

 

воспитатели воспитатели, биолог медработники, биолог Медицинские работники

Медицинские работники, воспитатели, биолог

Выступление агитбригады, конкурсы рисунков, викторины, классные часы по теме

 

 

Выпуск газеты

Единый классный час в 10 – 11 кл.

Единый кл. час в 10 -11 кл.

Классные часы в  10-11 кл.              Единый кл. час в 10-11 кл.

Проведение работы по агитации и пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни

1. Пропаганда специальной литературы по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

В течение года

Библиотекарь 

Оформление бюллетеней читателя  и знакомство учащихся с выставкой книг

2. Оформление рабочего стенда «Спортивная жизнь школы»

Периодически

Зам. директора по ВР

 

3. Выпуск «Молний» по итогам соревнований

Периодически

Учителя физкультуры

 

Медицинская и гигиеническая профилактика

1. Проведение медицинских осмотров, лечебно-профилактических мероприятий (ВЛК, углубленный медосмотр)

По плану

 Зам. директора по ВСП, медицинские работники

 

2. Оформление листка здоровья на обучающихся в классном журнале

Сентябрь

Медработник, классные руководители

 

3. Контроль над  обеспечением выполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий

 

В течение года

Зам.директора по АХЧ и безопасности, медработник

 

4. Выпуск стенгазет (медицинских бюллетеней) по профилактике заболеваний

В течение года

Воспитатели

 

Организация работы социально-психологической службы

1. Проведение мероприятий по выявлению подростков, склонных к табакокурению, употреблению спиртных напитков, употреблению ПАВ

В течение года

Зам. директора по ВР, психолог, воспитатели

Тестирование, анкетирование и другие диагностические средства

2. Проведение индивидуальных бесед, консультаций с обучающимися, склонными к табакокурению, употреблению спиртных напитков, употреблению ПАВ

3. Проведение тренинговых занятий по психологии общения, для профессионального отбора в ввузы

В течение года

Психологи

 

Работа с родителями

1. Беседы на родительских собраниях о двигательном режиме и спортивной форме, питании обучающихся

В течение года

 

 

 

 

 

Зам. директора по ВР, воспитатели

 

 

 

 

Беседы на классных родительских собраниях, индивидуальные консультации

 

 

 

3. Осуществление консультативной поддержки родителей, имеющих детей, склонных к табакокурению, употреблению спиртных напитков, использованию ПАВ

Информационно - аналитическая деятельность

1. Проведение мониторинга состояния физического развития, здоровья обучающихся (в том числе на аппарате «Армис»)

Сентябрь,

октябрь и далее в течение года

Администрация школы, медработники, воспитатели

Индивидуальные консультации родителей, учителя физ-ры, о состоянии здоровья детей; рекомендации по его восстановлению, поддержанию

2. Обработка информации о занятости воспитанников в спортивных секциях

Сентябрь

Зам. директора по ВР

 

3. Проведение тестов контроля  усвоения  учащимися материала курса анатомии, физиологии, гигиены

В течение года

Биолог

 Диагностическая работа в режиме урока

4. Проведение соревнования «Самый спортивный взвод»

2 раза в год

Учителя физической культуры

Мониторинг участия в спортивной жизни школы

5. Определение лидеров спортивной работы среди учащихся - «Десятка лучших спортсменов года»

В течение года каждую четверть

Учителя физической культуры

Мониторинг участия в спортивной жизни школы, района, области

6. Подведение итогов спортивных соревнований и доведение результатов до воспитанников через  печать, сайт и др. средства массовой информации

Периодически

 

 

7. Отчет о проведении школьных спортивно – массовых мероприятий; школьных спортивных соревнований по различным видам спорта

1 раз в семестр

Учитель физической культуры, ПДО

Подведение итогов, составление рейтинга

8. Диагностика «Здоровый образ жизни»

Март

Зам. директора по ВР

Тесты

9. Диагностика «Мое отношение к вредным привычкам»

Май

воспитатели

Анкета

10. Анализ работы по программе «Здоровье»

Май

Зам. директора по ВР

 

 

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Экскурсии в музеи, галереи, театр

1

дом-музей А.П. Чехова

Воспитатели

Повзводно согласно графику

2

картинная галерея г. Таганрога

Воспитатели

Повзводно согласно графику

3

краеведческий музей г. Таганрога

Воспитатели

Повзводно согласно графику

4

Музей авиации и космонавтики школы  №3 г. Таганрог

Воспитатели

Повзводно согласно графику

5

выставочный зал библиотеки им. А.П.Чехова

Воспитатели

Повзводно согласно графику

6

музыкальный театр оперы и балета г.Ростов-на-Дону

Воспитатели

Повзводно согласно графику

7

театр им. А.П. Чехова

Воспитатели

Повзводно согласно графику

8

Дворец Алфераки

Воспитатели

Повзводно согласно графику

9

Музей авиации гарнизона г. Таганрог

Воспитатели

Повзводно согласно графику

10

Музей лётной школы им.4-ой Краснознамённой Воздушной Армии

Воспитатели

Повзводно согласно графику

 

Общешкольные праздничные мероприятия

1.     

Праздник первого звонка

 

сентябрь

2.     

Клятва

ОВР,  КР, КВ,

октябрь

3.     

Новогодний огонёк

ОВР,  КР, КВ,

декабрь

4.     

«Дню Защитника Отечества посвящается»

ОВР,  КР, КВ,

февраль

5.     

Женщины – цветы России

ОВР,  КР, КВ,

март

6.     

День рожденья школы

Зам по ВР, ОВР,  КР, КВ,

март

7.     

День космонавтики

ОВР,  КР, КВ,

апрель

8.     

Салют Победе

ОВР,  КР, КВ,

май

9.     

Последний школьный звонок

ОВР,  КР, КВ,

май

10. 

Торжественный выпуск воспитанников

Зам по ВР, ОВР,  КР, КВ,

июнь

Конкурсные мероприятия

1.     

Офицерский бал

ОВР,  КР, КВ,

октябрь

2.     

Пушкинский бал

ОВР,  КР, КВ,

ноябрь

3.     

КВН

ОВР,  КР, КВ,

Декабрь, апрель

4.     

Вокальный конкурс «Песни воинской славы»

ОВР,  КР, КВ,

апрель

 

 

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.

мероприятия

ответственные

Месяц проведения

Беседы, занятия с воспитанниками по профилактике правонарушений

(Катрич А.С., Сотрудники ИДН Неклиновского района, участковый инспектор)

1.     

Предупредительная беседа с воспитанниками 1 и 2 рот в области правонарушений, касающихся рукоприкладства, кражи имущества. Нарушений общественного порядка, табакокурения и употребления спиртных напитков.  Доведение статей Административного и Уголовного Кодексов по данному виду правонарушений

Катрич А.С.

сентябрь

2.     

Предупредительная беседа с воспитанниками 1 и 2 роты в области правонарушений, касающихся кражи имущества. Нарушений общественного порядка, табакокурения и употребления спиртных напитков. Доведение статей УК РФ по данному виду правонарушений.

Сотрудники ИДН Неклиновского района, участковый инспектор

октябрь

3.     

Предупредительная беседа с воспитанниками 1 и 2 рот в области правонарушений, касающихся употреблению и распространению наркотических веществ. Доведение статей Административного и уголовного Кодексов РФ по данному виду правонарушений.

Катрич А.С.

ноябрь

4.     

Предупредительная беседа с воспитанниками 1 и 2 рот в области правонарушений связанных с нарушениями воинских Уставов. Доведение статей УК РФ по данному виду правонарушений.

Катрич А.С.

март

Занятия с воспитанниками по изучению техники безопасности

5.     

Вводный инструтаж

Полунин Н.Е.

6.     

Периодические инструктажи и занятия по изучению техники безопасности

Командиры рот,

Воспитатели,

Преподаватели

Занятия с воспитанниками по изучению Общевоинских Уставов ВС РФ, Законодательных Актов РФ.

7.     

Занятия с воспитанниками по плану командирской подготовки

Командиры рот,

Воспитатели,

Преподаватели НВП

 

8.     

Занятия с младшими командирами по плану командирской подготовки

Командиры рот,

Воспитатели, Преподаватели НВП

 

 

 

9. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

10. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

11. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

 

Общешкольные мероприятия

1.     

Конкурс на лучший уголок отдыха

 

ОВР,  КР, КВ,

сентябрь

2.     

День древонасаждений

 

ОВР,  КР, КВ,

октябрь

3.     

День птиц. Конкурс на лучший скворечник

ОВР,  КР, КВ,

апрель

4.     

Конкурс благоустройства территории

ОВР,  КР, КВ,

В течении года